Зарядные станции для электромобилей в Минске - постепенно развивающаяся инфраструктура - ManWoman: интернет-журнал о Минске и Беларуси

Зарядные станции для электромобилей в Минске – постепенно развивающаяся инфраструктура

В то время, как во многих странах мира активно переходят на электрокары, в Беларуси соответствующий тренд доходит с большой задержкой. С 2035 года в ЕС будет введен полный запрет на продажу автомобилей с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), работающего как на дизеле, так и на бензине. В ряде стран, таких как Великобритания, электромобили начнут тотально вытеснять традиционные транспортные средства и того раньше. В нашей стране все не так радужно. Заинтересовавшись состоянием дел, я решил провести анализ инфраструктуры, числа станций зарядки, удобства владения электрокаром.

Сразу оговорюсь о том, что в этом материале не стремился собрать полный список станций зарядки электромобилей. Карты с точками зарядки здесь не найдете. Соответствующие интерактивные сервисы размещены на сайтах основных операторов станций. Правда работают они с переменным успехом. А на Google Maps и Яндекс картах отмечены далеко не все.

Какова ситуация с зарядными станциями для электромобилей в Минске? Это один из самых распространенных вопросов: как в Интернете, так и среди владельцев таких транспортных средств. Если минчане более-менее в курсе соответствующих точек. То приезжающие к нам иногородние жители Беларуси или иностранцы пребывают в некоторой растерянности. В основном по причине отсутствия централизованного и удобного сервиса с актуальной информацией.

Не вдаваясь в технические детали и подробности о плюсах и достоинствах электрокаров, рассмотрим практическую сторону вопроса. Удивителен факт: даже в относительно крупных (по белорусским меркам) городах пока нет достаточного количества зарядных станций, либо они отсутствуют вовсе. К примеру, в Орше, Бобруйске, Сморгони, Молодечно, Мозырь и прочих городах станции отсутствуют либо находятся за пределами города.

Какова ситуация в столице? Может показаться, что в Минске предостаточно зарядных станций. Простой взгляд на карту одного из операторов позволяет сделать вывод, что их хватает. Однако это в большом масштабе. На сайтах других операторов карта попросту не отображается (выдает ошибку).

«Электричек» вроде Tesla и аналогов становится все больше. Есть районы, где точек крайне мало. Особенно это ощущается на паркингах и стоянках торговых центров. Простой пример: еще в бытность «Е-сити» на Денисовской «Евроопт» установил в подземном паркинге несколько зарядных станций. Либо из-за их недостаточной востребованности, либо по иной причине вскоре их демонтировали. Новый владелец в «Корона Сити» не стал развивать это направление. Сегодня отправиться за покупками в ТЦ, чтобы в это время поставить электрокар заряжаться – еще тот квест. По неизвестной для меня причине владельцы торговых центров сегодня явно не заинтересованы в тратах для привлечения платежеспособной и прогрессивной целевой аудитории.

Минск – мегаполис со множеством спальных районов. В нем проживает огромное число автовладельцев. На мой взгляд, увеличение числа электромобилей прямо пропорционально соответствующей инфраструктуры. Будем честны, проживающему в спальнике в Сухарево в одной из многоэтажек просто неудобно владеть электромобилем. Официальной статистики нет, но по предположениям на электрокарах в основном передвигаются владельцы частных жилых домов.

Вариант – организовать в своем гараже зарядку хорош, но в данном материале речь не про это. Если мы ведем речь про современный мегаполис, который к тому же стремится привлекать туристов, бизнесменов, то такой образ должен соответствовать трендам и запросам текущего времени. Разобравшись в вопросе, прихожу к выводу, что пока инфраструктуры недостаточно для комфортного владения и пользования электрокаром в белорусской столице. Недостаток зарядных станций – не единственный, но одно из самых главных препятствий.

Возвращаясь к вопросу удобства и инфраструктуры – соответствующие точки с зарядными станциями должны быть в наличии (достаточном количестве) в шаговой доступности. Сегодня же хватает пространств (улиц и даже микрорайонов), где зарядок крайне мало. Так, например, жителям Серова и Курасовщины доступна чуть ли не единственная станция возле «Санты» на Кижеватова. В Малиновке и Брилевичах примерно так же самая ситуация. Есть 6 постов (1 точка) вблизи поликлиники на Чечота. В Сухарево и Красном бору мне неизвестно ни об одной зарядке. 

В Михалово все примерно так же. Жителям Юго-Запада можно порекомендовать отправиться в сторону Гурского на АЗС. Вдоль улицы всей вытянутой улицы Маяковского есть лишь одна точка с 4 портами недалеко от главного входа в Лошицкий парк. Мне известно об одной точке у Е-сити на Гошкевича – для жителей Лошицы. То есть во всех этих примерах, обратите внимание, речь про единичные точки с зарядкой. Если же учесть отличающиеся порты и разъемы (с медленной или быстрой зарядкой), ситуация выглядит еще более печальной. 

Важно обращать внимание на тип зарядной станции: медленная или быстрая. В частности, производители электрокаров с целью более длительной эксплуатации батареи рекомендуют чередовать типы зарядок. При выборе места жительства владельцев электромобилей в Минске нужно обращать внимание на локацию, в которых присутствуют точки, а не наоборот.

Можно ли установить зарядную станцию на парковочном месте своего многоквартирного дома? Порядок следующий:

  • написать заявление
  • получить предварительное одобрение
  • запросить технические условия у районных электросетей (соответствующий запрос направляется только юридическим лицом, к примеру домовое товарищество)
  • получить техусловия на установку специального электрощитка (с трехфазной розеткой на 380 В)
  • оплатить все расходы, приобрести оборудование для зарядной станции
  • после установки щитка обратиться за подключением зарядной станции и счетчика (это делает проектная организация соответствующего профиля)

Теперь про цену. С 2014 года, когда система зарядных станций только вводилась в эксплуатацию и устанавливались первые точки, пользоваться ими можно было совершенно бесплатно. Оплату планировали вводить с 2018 года, но сместили на 2 года. Действующие тарифы (с 1 мая 2022 года) составляет за 1 кВт.ч – 35 копеек (медленная зарядка) и 45 копеек (быстрая зарядка). Кстати, это один из самых низких тарифов. В России средняя цена 70 копеек, а в Бельгии и Германии – 2 рубля (в пересчете на белорусскую валюту).

Вернемся к инфраструктуре и завершим выделением преимуществ и недостатков владения электромобилем в Минске (с точки зрения развитости сети):

Плюсы:

  • В Минске владение электрокаром терпимо (точки есть)
  • Разные форматы (медленная, быстрая)
  • Поддержка автоматического перехода на медленную зарядку по достижении определенного уровня

Минусы:

  • Медленно развивающаяся инфраструктура
  • Наличие локаций, в которых практически отсутствуют зарядные станции
  • Сложная и дорогостоящая процедура установки индивидуальной точки на парковках многоквартирных домов
  • Неинформативные сайты операторов
  • Неработающие карты с отображением точек с зарядными станциями
  • Незаинтересованность владельцев ТЦ и прочих объектов в оборудовании парковочных мест для электромобилей
  • Отсутствие культуры среди водителей (часто места для зарядки заняты владельцами авто с ДВС)

 

Фото (скриншоты): malankabn.by, e-azs.by, ev-charge.by

TOP

Стильно и нескучно рассказываем о Минске и Беларуси: места, события, полезная информация.

Интернет-журнал Manwoman