Расположенный в центральной части Минска Национальный театр оперы и балета является одной из самых выделяющихся достопримечательностей: как по содержанию, так и по внешнему виду. Каждый по-разному воспринимает посещение театра. То ли из-за новогоднего «Щелкунчика», то ли по иной причине, но лично мне нравится отправляться на балет как раз-таки в зимнюю пору. И, хотя, на заснеженную столицу рассчитывать в последнее время не приходится, о скором культурном событии напоминали приобретенные еще в ноябре билеты. Для тех, кто не знал, билет на балет лучше всего купить за месяца полтора-два. Так, можно рассчитывать на хорошие места в зрительном зале. После посещения постановки Елизарьева «Спящая красавица» спешим поделиться своими впечатлениями и небольшим рассказом о том, как все прошло.
Начать стоит с того, что молодежь, к большому сожалению, посещает Большой театр все реже. Основная публика – женщины лет 40-60 в сопровождении супруга либо коллеги по работе. Лишь изредка встречаются молодые пары, и дети в сопровождении родителей: что странно – время не позднее (19:00), а стоимость билетов вполне доступна для всех желающих. Ценовой «разброс» довольно широкий. Посетить балет можно практически бесплатно. За более чем двухчасовое представление и столь шикарную постановку хоть и на дальних местах на балконе просят всего 5-6 рублей с человека. Зал создан таким образом, что хорошо видно практически с любого места. Поэтому, согласитесь, несколько чашек кофе в кафетерии или бутылок игристого напитка (мерила условные) вполне могут заменены на более чем стоящее культурное мероприятие.
Несколько слов о том, с каких мест смотреть балет лучше всего. Самыми лучшими по праву считаются 7-10 ряд партера. Эти места находятся на равном удалении от оркестровой ямы и сцены. В первом случае сидящих в непосредственной близости громкие партии могут несколько оглушать, во втором – важен обзор и просмотр полной картины происходящего. Наиболее премиальными места находятся в ложах А и Б – это, своего рода, VIP с соответствующим ценником. С бенуара, бельэтажа и даже балкона сцена просматривается отлично. Если желаете, находясь несколько поодаль, рассмотреть лица артистов, стоит взять напрокат бинокль (в гардеробе). Будьте готовы к тому, что за него придется внести залог (который возвращается по окончании балета. По правде, в каждом театре есть так называемые «слепые» зоны. Но в Большом такие места постарались исключить. На некоторых рядах по этой причине места начинаются, к примеру, с «3». Где обзор несколько затруднен, на приобретаемых билетах мелким шрифтом присутствует надпись «место с ограниченным обзором». Это самый дешевый вариант посещения театра (самые крайние места на балконе и бельэтаже). Будет ли с них что-либо видно – ответ зависит от вашего роста. Еще один момент: приобретая места на первом ряду балкона, стоит обратить внимание на наличие ограждение, которое несколько мешает просмотру. Однако, облокотившись на него, взору предстает прекрасная и цельная картина с определенного возвышения.
Что касается самого здания, то его большая реконструкция завершилась в 2009 году. Строению был возвращен первоначальный облик. Балет в Минске стали «давать» по-новому. Многочисленные средства модернизации позволили оснастить сцену новым оборудованием. Сейчас это сцена-трансформер со сложной механикой занавеса, комплексная система освещения с софитами, переработанная акустика и компьютерное оснащение. В процессе просмотра «Спящей красавицы» не единожды были заметны современные приспособления. Вот принц с феей на заднем плане проплывает на лодке по лесу навстречу заснувшей от укола красавице, а вот сама волшебница во время торжественного бала появляется на парящем облаке. К слову, оформление сцены заслуживает самой высокой оценки и похвалы. Шикарные костюмы, большая труппа и множество задействованных лиц. Даже так называемые статисты и актеры второго плана великолепно выполняют свою роль и довершают происходящее на сцене.
Балет в Беларуси ценят и любят. Это видно по заполненному до отказу залу, приобретению билетов за несколько месяцев, благодарности артистов в виде частых и длительных оваций. Правда, не все себя умеют вести, бегая по сто раз к выходу или множество раз фотографируя либо снимая ролики на телефон несмотря на запрет фото- и видеосъемки во время представления. Именно по этой причине, придерживаясь правил, мы не мешали окружающим, и не нарушали правил театра. В 2018 году Большой театр стал самым посещаемым среди 29 профессиональных белорусских театров (почти 1,8 млн зрителей).
Посещение Национального театра оперы и балета – знаковое для каждого событие. Длительное ожидание, монументальное здание, богатое убранство, множество единомышленников вокруг, профессионализм артистов и музыкантов – все это возвышает, культурное обогащение ощущается всем телом. Обратите внимание на оформление зала. Множество ярусов и его структура выполнены с целью максимально комфортного просмотра с любой позиции. Сверху красуется шикарная люстра. Орнамент украшает стены и прочие архитектурные элементы. Сиденья вполне удобные, проходы широкие и частые. Персонал театра любезно сопровождает к своим местам и отвечает на вопросы. Перед представлением можно приобрести либретто. Но лучше подготовиться заранее, прочитав информацию о предстоящем балете. В фойе не менее красиво: статные колонны, мрамор в оформлении. За роялем играет музыкант, но в предвкушении скорого балета, к сожалению, мало кто обращает на нее внимание.
Белорусский балет любят не только внутри страны. Несколько труп в ходе театрального сезона отправляются на гастроли по всему миру. Уже трижды театр посещал Мексику, практически каждый год в преддверие католического Рождества артисты посещают Австрию и Германию, где им рукоплещет весьма требовательная европейская публика. А годом ранее труппа балета «Спартак» с большим успехом вернулась с гастролей в Китай. Отдельного внимания заслуживают музыканты под управлением опытного режиссера Олега Лесуна. Исполнение настолько «живое» и впечатляющее; порой кажется, что это запись FLAC формата, запущенная на крутой аудиосистеме. Однако в действительности это кропотливый труд нескольких десятков музыкантов, слаженно исполняющих свою партию. Никаких сбоев, слаженная работа отлаженного механизма.
Столь высокой оценки заслуживают и выступавшие артисты. Каждый из них великолепный исполнитель и большой профессионал. Невесомые па, кружения балерин, а также прыжки мужчин, лишь со стороны кажутся невесомыми. На самом деле за всем большой каждодневный труд на протяжении многих лет. Танец балета технически очень сложен. Но зритель видит только финальную картинку – без единого изъяна. Во многом это заслуга нового художественного руководителя – автора балета «Спящая красавица» Валентин Елизарьев, который триумфально вернулся спустя девять лет в Большой. Не зря его именуют мэтр своего дела. Как говорится, чувствуется рука мастера.
В афише балета, содержащей репертуар театра, представлены как классические постановки, так и несколько современных работ молодых хореографов. Приобрести билет на понравившийся балет не составляет ровным счетом никакого труда. Сделать это можно прямо на официальном сайте (система подключена к одному из основных билетных операторов). Останется просто распечатать билет и взять его с собой. Альтернативным способом, как всегда, является покупка в кассах самого театра или тематических «островках», расположенных по Минску.
Если вы сомневаетесь, стоит ли пойти на балет, ответ прост – однозначно стоит. Особенно белорусский балет в проверенной постановке. Это непередаваемые положительные эмоции и ощущение прекрасного. Культурных событий в жизни современного человека (особенно молодежи) не так много. Важно ходить и посещать такие мероприятия. Начать можно с классики. Затем продолжить с иных постановок. Тем более стоит такое удовольствие относительно небольших денег.
Важный момент: статья не является рекламной, в материале отражено мнение владельцев интернет-журнала Manwoman.by